Рекомендации педагогам по выявлению признаков сексуального насилия над детьми
Наблюдательный взрослый по определенным внешним признакам может предположить наличие насилия над ребенком. Подчеркиваем, что для этого важен не какой-то один признак, а их сочетание.
Перечислим общие и конкретные признаки, сочетание которых должно привлечь внимание и насторожить педагога:
1. Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
2. Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет.
3. Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: оно постоянно переходит от спокойного, к внезапно возбужденному, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
4. У ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей собранностью, усталостью, недостатка во сне.
5. Ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений.
6. Он отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны на не соответствующих местах.
7. Для него характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов.
8. Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу и т. д.) или матери.
9. Он проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.
10. Судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара).
11. Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.
12. Он демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса.
13. Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.
14. К выше перечисленным признакам могут также добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Еще раз подчеркнем: каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако, проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.