РУС БЕЛ ENG

Инновационная деятельность

Заставка

Внедрение модели конструктивного взаимодействия социальных партнеров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса 2022-2025

Научное сопровождение проекта:

Бельская Ирина Александровна, кандидат юр.наук, доцент кафедры международного частного права факультета международных отношений учреждения образования «Белорусский государственный университет», медиатор

Карпушева Н.М., начальник управления идеологической и воспитательной работы, магистр педагогических наук, доцент кафедры философии и гуманитарных проблем образования государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования», медиатор

Захожая Нина Николаевна, начальник центра идеологической, воспитательной и социальной работы, доцент кафедры философии и гуманитарных проблем образования государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования»

Цель инновационной деятельности – комплексное внедрение медиативных технологий в образовательную деятельность в целях создания модели конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса и заинтересованных партнерских организаций, координированного организационно-методического и психолого-педагогического воздействия на обучающегося со стороны педагогических работников и законных представителей в процессе осуществления образовательного процесса и непрерывного воспитания. 

Задачи инновационной деятельности:

проанализировать нормативные правовые документы, методическую, психолого-педагогическую литературу по вопросам деятельности внедрения медиативных технологий в образовательный процесс, эффективный опыт организационно-методического обеспечения деятельности по созданию комплексной системы действенных предупредительных мер и минимизации конфликтности между участниками образовательного процесса;

разработать комплексную модель конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях взаимодействия учреждений образования, законных представителей и партнерских организаций, основанную на применении разнообразных медиативных технологий в качестве инновационного инструментария педагогического воспитания и ведения образовательного процесса и определить механизм ее внедрения;

внедрить, апробировать и усовершенствовать с учетом специфики учреждения образования инновационную модель, объединив усилия педагогических работников, законных представителей, заинтересованных партнерских организаций по конструктивному воздействию на обучающихся, обеспечению непрерывного воспитания детей и молодежи;

инкорпорировать существующие службы школьной медиации в инновационную модель и структуру организационно-педагогических, методических и практических условий, созданных в учреждениях образования;

создать организационно-педагогические, методические и практические условия для обеспечения в учреждениях образования конфликтологической, психологической безопасности и повышения адаптивности всех участников образовательных отношений к изменяющимся условиям социальной и образовательной среды посредством внедрения инновационной модели;

активизировать практику сотрудничества и социального партнерства, в том числе международного дружественного взаимодействия, посредством взаимообмена опытом внедрения медиативных технологий в образовательный процесс, взаимопомощи в создании бесконфликтной и безопасной среды в учреждении образования и социуме;

создать сеть партнерских организаций, объединяющую организации, оказывающие образовательную, социальную, медиативную, психологическую, и иную поддержку участникам образовательных отношений по созданию бесконфликтной и безопасной среды взаимодействия;

изучить, оценить, обобщить результаты работы участников инновационной деятельности и обеспечить распространение опыта участников инновационного проекта в системе образования республики;

разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.

Обоснование целесообразности

осуществления инновационного проекта

Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостью реализации стоящих перед системой образования задач, определенны Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 г. (далее – Программа), таких как духовно-нравственное, поликультурное, экологическое, семейное, правовое, экономическое, трудовое и профессиональное воспитание, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и культуры быта и досуга, профилактика противоправного поведения. А также необходимостью достижения цели Программы, которая заключается в создании условий для формирования разносторонне развитой, нравственно и социально зрелой, творческой личности обучающегося, что обеспечивается комплексом мер и мероприятий самого разного свойства.

Стремительно меняющийся мир и его различные кризисные проявления последнего исторического периода требуют необходимости корректировки сложившихся государственных, общественных, семейных и педагогических подходов к исполнению задач воспитания и образования детей и молодежи. В науке и практике различных государств существенно расширены и усовершенствованы инновационные коммуникационные и конфликтологические технологии и инструменты. Особенно актуальными являются технологии мирного и дружественного взаимодействия, в том числе основанные на переговорных и посреднических (медиативных) подходах, которые активно развиваются, включая разнообразные сферы общественных отношений и законодательство.

Улучшение с помощью медиации и медиативно-восстановительного подхода  (включая противодействие буллингу) качества оказания социально-педагогической поддержки, психологической и юридической помощи обучающимся, направленной на предоставление ему возможности осознать и загладить причиненный вред, служит снижению общего количества и остроты конфликтов, в которые вовлекаются обучающиеся, тяжести правонарушений, в том числе повторных, и их последствий для окружающих и общества в целом, а также способствует социализации несовершеннолетнего, совершившего правонарушение, которое не отождествляет его с совершенным проступком, позволяя избежать стигматизации.

Позитивное влияние на обеспечение защиты прав и интересов обучающихся имеет формирование у специалистов дополнительных медиативных компетенций, направленных на оказание доступной и действенной медиативной помощи участникам образовательного процесса и семье как важнейшему институту, определяющему развитие личности.

Для обеспечения дружественной и поддерживающей среды в учреждениях образования, способствующей формированию психически, физически и нравственно здоровой личности обучающихся, создания благоприятных и безопасных условий полноценного развития и социализации обучающихся, вовлекаемых в различного рода конфликты (в том числе связанные с нарушением закона), в образовательной среде и семье, важным является своевременное реагирование на возникающие разногласия и межличностные конфликты на начальных стадиях, не допуская эскалации и перехода их в противоправное русло. Этому служит комплексная профилактическая работа по предупреждению асоциальных проявлений и деструктивных отношений, правонарушений в образовательной среде.

Апробация технологий конфликтологической и медиативной компетентности субъектов образовательных отношений в рамках деятельности школьных служб медиации и разрешения конфликтов была реализована с 2016 по 2022 годы на базе значительного количества учреждений образования Республики Беларусь.

В  целях внедрения в практику работы учреждений образования Солигорского района медиативных технологий, обучения педагогов и учащихся навыкам урегулирования конфликтов с использованием медиативных технологий, повышения правовой культуры участников образовательного процесса, развития и становления в учреждениях образования служб школьной медиации с 2019 года на базе учреждений образования Солигорского района реализован проект по подготовке медиаторов-примирителей «Учимся понимать друг друга, учителей и родителей» в рамках Соглашения о сотрудничестве между управлением по образованию Солигорского райисполкома и учебно-практическим учреждением «Центр «Медиация и право». Результатом деятельности стала разработка и внедрение региональной модели служб школьной медиации как механизма профилактики и решения конфликтных ситуаций в учреждениях образования Солигорского района.

Эта модель была распространена по всей стране в порядке реализации инновационного проекта «Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации» в 2019-2022 годы. В рамках названного проекта были разработаны различные методики и инструменты медиативных технологий, максимально адаптированные для сферы образования.

В Государственном учреждении образования «Средняя школа № 3 г. Солигорска» центром «Медиации и право» из числа педагогов школы обучен медиатор (свидетельство № 941 от 09.04.2021), который назначен куратором школы и в течение 2021/2022 учебного года обучил медиативным технологиям 3 педагогов и 10 учащихся, приказом директора школы утвержден состав Школьной службы медиации, разработано и утверждено Положение о школьной службе медиации.

Выбор и актуальность темы инновационного проекта обусловлены наличием противоречий между: социальным заказом общества на воспитание нравственно зрелой личности и условиями воспитательной и социальной среды, которые не всегда благоприятствуют ее формированию и несовершенство координации взаимодействия  субъектов профилактики, учреждения образования и семьи; необходимостью создания безопасной, бесконфликтной среды в семье, учреждениях образования, социуме и недостаточным использованием в этом процессе инновационных форм и методов; необходимостью обеспечения безопасности и законопослушного поведения несовершеннолетних, их социальной адаптации, а так же  повышения уровня правосознания обучающихся и их законных представителей, и недостаточной разработанностью методического инструментария в системе конструктивного и слаженного взаимодействия учреждений образования, социальных институтов, общественных объединений; потребностью педагогической практики в научном осмыслении процессов формирования кофликтологической компетентности, повышения адаптивности всех участников образовательных отношений к изменяющимся условиям социальной и образовательной среды  в условиях учреждений образования и недостаточностью научных исследований, раскрывающих теоретические и методические основы создания комплексной системы действенных предупредительных мер и минимизации конфликтности между участниками образовательного процесса, приобщения их к мирному ведению переговоров и конструктивным способам разрешения конфликта; возможностью использования цифровых технологий в процессе воспитания, способствующих расширению коммуникационных возможностей, и низким уровнем навыков «живой» коммуникации и владения инструментами медиации у участников образовательного процесса на всех уровнях, включая международное общение.

Преодоление названных противоречий, актуальность и недостаточная теоретико-практическая разработанность данной проблемы определили выбор темы проекта: «Внедрение модели конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса».

В учреждении образования ГУО «Средняя школа № 3 г.Солигорска» существует потребность во внедрении и адаптации комплекса мероприятий в рамках модели конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса.

В учреждении образования - 1411 учащихся, из них 339 неполных семей, 3 учащихся – сироты, находятся под опекой или воспитываются в приемной семье; с 5 учащимися проводится индивидуально-профилактическая работа, 19 учащихся признаны находящимися в социально-опасном положении. Обучение и воспитание учащихся обеспечивают 100 педагогических работников, в том числе 1 педагог социальный, 2 педагога-психолога, 2 педагога-организатора, 54 педагогических работника являются классными руководителями.

1 этап реализации учреждение образование прошло вне проекта: приказом директора школы утвержден состав Школьной службы медиации в количестве 9 человек (четырех педагогических работников и пяти учащихся 9-11 классов); разработано и утверждено Положение о школьной службе медиации; рассмотрен на педагогическом совете вопрос о включении проекта «Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации» в годовой план работы учреждения;  в течение года еженедельно медиатором-куратором проводились занятия с педагогическими работниками по программе обучения медиаторов и с учащимися 7 классов по программе обучения юных медиаторов по темам: «Общение в конфликте», «Посредничество и медиация в разрешении конфликтов», «Основные этапы медиации как технологии» и др. За 6 месяцев 2022/2023 учебного года в Школьную службу медиации обратились 5 классных руководителей с просьбой разрешить конфликтные ситуации, в процессе работы со всеми участниками образовательного процесса ситуации были разрешены. 1 учащийся 10 класса, активист школьного волонтерского движения школы, принял участие в смене «Бесконфликтный диалог, или Азбука медиатора» на базе Национального детского образовательно-оздоровительного центра  «Зубренок», прошел обучение в академии «Азбука медиатора», постигая азы урегулирования конфликтов в образовательной     среде. В ходе реализации проекта планируется увеличение количества обученных учащихся, педагогов и обучение законных представителей учащихся.

В процессе реализации проекта педагогические работники учреждения образования должны создать организационно-педагогические, практические, методические условия для создания комплексной системы действенных предупредительных мер и минимизации конфликтности между участниками образовательного процесса на основе социального партнерства.

свернуть

Реализация проекта в 1 четверти 2023/2024 года

Презентация инновационного проекта «Внедрение модели конструктивного взаимодействия социальных партнеров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса»

23 октября 2023 года для педагогов и учащихся 8, 10 классов в актовом зале школы состоялась презентация инновационного проекта «Внедрение модели конструктивного взаимодействия социальных партнеров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса»».

Заместитель директора по учебной работе Кот С.А. рассказала участникам об истории медиации в мире, в том числе в Республике Беларусь, обосновала участие коллектива школы в инновационном проекте, рассказала о функционировании Школьной службы медиации.

 

1 автор: Юлия Филипович

Школьная служба медиации начала свою деятельность с 2022 года. Куратором Школьной службы медиации является учитель русского языка и литературы, сертифицированный медиатор Жарская Татьяна Николаевна.

 

2 автор: Юлия Филипович

Кот С.А. вручила учителю русского языка и литературы Сливко Сергею  Валерьевичу, учителю трудового обучения (обслуживающий труд)Баразненок Татьяне Леонидовне, педагогу-психологу Ермолович Янине Сергеевне сертификаты о том, что они прошли обучение по программе «Школьная служба медиации» и являются кураторами с правом обучения учащихся школьной службы медиации в учреждении образования.

 

3 автор: Юлия Филипович

Сертификаты юных медиаторов получили  Гаврилкович Глеб Андреевич, учащийся  10 «А класса, Тонко Александр Дмитриевич, учащийся 10 «А» класса, Зубеня  Ксения Сергеевна, учащаяся 10 «А» класса, Радиловец Валерия Витальевна, учащаяся 9 «Г» класса,  Мельникова Мария Сергеевна, учащаяся 8 «Б» класса.

 

4 автор: Юлия Филипович

Медиатор Жарская Татьяна Николаевна провела с учащимися занятие «Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтов», рассказала, в каких случаях можно обращаться в к медиатору, каким образом происходит процесс медиации, какой результат может ожидать участников медиации.

 

5 автор: Юлия Филипович

Эффективность инновационного проекта оценивается согласно определенным показателям и критериям,  которые реализуются через анкетирование и диагностику. Педагог-психолог Ерашова Дарья Алексеевна  провела анкетирование, тестирование коммуникативных способностей и навыков по различным методикам: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению, анализ конкретных конфликтных ситуаций и другим.

 

6 автор: Юлия Филипович

свернуть

Реализация проекта в 2 четверти 2023/2024 года

27 ноября 2023 года для педагогов 8, 10 классов в рамках реализации проекта «Внедрение модели конструктивного взаимодействия социальных партнеров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса»» проведено занятие по теме «Конфликтологическая компетентность».

Учитель русского языка и литературы, сертифицированный медиатор Жарская Татьяна Николаевна рассказала участникам о видах конфликтов и способах их разрешения.

Реализация проекта в 2 четверти 2023/2024 года автор: Юлия Филипович

   Педагоги приняли активное участие в работе, определяли свои конфликтологические компетенции.

Реализация проекта в 2 четверти 2023/2024 года автор: Юлия Филипович

 

26 декабря 2023 года для педагогов 8, 10 классов в рамках реализации проекта «Внедрение модели конструктивного взаимодействия социальных партнеров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса»» проведено занятие по теме «Особенности школьной медиации. Школьные конфликты и школьная медиация».

Учитель русского языка и литературы, сертифицированный медиатор Жарская Татьяна Николаевна рассказала участникам о школьной медиации, привела примеры школьных конфликтов и из решение средствами школьной медиации.

 

Реализация проекта в 2 четверти 2023/2024 года автор: Юлия Филипович

свернуть
Инструкции о порядке осуществления ЭиИ деятельности в сфере образования (скачать)
Приказ Министерства образования от 28.08.2023 № 411 Об организации ЭиИ деятельности (скачать)
Приложение к приказу Министерства образования от 28.08.2023 № 411 Об организации ЭиИ (скачать)
Приказ главного управления Минского облисполкома от 07.09.2023 № 451 Об организации ЭиИ деятельности (скачать)
Программа инновационного проекта 2022-2025 (скачать)
План инновационного проекта 2023-2024 (скачать)