Научное сопровождение проекта:
Бельская Ирина Александровна, кандидат юр.наук, доцент кафедры международного частного права факультета международных отношений учреждения образования «Белорусский государственный университет», медиатор
Карпушева Н.М., начальник управления идеологической и воспитательной работы, магистр педагогических наук, доцент кафедры философии и гуманитарных проблем образования государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования», медиатор
Захожая Нина Николаевна, начальник центра идеологической, воспитательной и социальной работы, доцент кафедры философии и гуманитарных проблем образования государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования»
Цель инновационной деятельности – комплексное внедрение медиативных технологий в образовательную деятельность в целях создания модели конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса и заинтересованных партнерских организаций, координированного организационно-методического и психолого-педагогического воздействия на обучающегося со стороны педагогических работников и законных представителей в процессе осуществления образовательного процесса и непрерывного воспитания.
Задачи инновационной деятельности:
проанализировать нормативные правовые документы, методическую, психолого-педагогическую литературу по вопросам деятельности внедрения медиативных технологий в образовательный процесс, эффективный опыт организационно-методического обеспечения деятельности по созданию комплексной системы действенных предупредительных мер и минимизации конфликтности между участниками образовательного процесса;
разработать комплексную модель конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях взаимодействия учреждений образования, законных представителей и партнерских организаций, основанную на применении разнообразных медиативных технологий в качестве инновационного инструментария педагогического воспитания и ведения образовательного процесса и определить механизм ее внедрения;
внедрить, апробировать и усовершенствовать с учетом специфики учреждения образования инновационную модель, объединив усилия педагогических работников, законных представителей, заинтересованных партнерских организаций по конструктивному воздействию на обучающихся, обеспечению непрерывного воспитания детей и молодежи;
инкорпорировать существующие службы школьной медиации в инновационную модель и структуру организационно-педагогических, методических и практических условий, созданных в учреждениях образования;
создать организационно-педагогические, методические и практические условия для обеспечения в учреждениях образования конфликтологической, психологической безопасности и повышения адаптивности всех участников образовательных отношений к изменяющимся условиям социальной и образовательной среды посредством внедрения инновационной модели;
активизировать практику сотрудничества и социального партнерства, в том числе международного дружественного взаимодействия, посредством взаимообмена опытом внедрения медиативных технологий в образовательный процесс, взаимопомощи в создании бесконфликтной и безопасной среды в учреждении образования и социуме;
создать сеть партнерских организаций, объединяющую организации, оказывающие образовательную, социальную, медиативную, психологическую, и иную поддержку участникам образовательных отношений по созданию бесконфликтной и безопасной среды взаимодействия;
изучить, оценить, обобщить результаты работы участников инновационной деятельности и обеспечить распространение опыта участников инновационного проекта в системе образования республики;
разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.
Обоснование целесообразности
осуществления инновационного проекта
Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостью реализации стоящих перед системой образования задач, определенны Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 г. (далее – Программа), таких как духовно-нравственное, поликультурное, экологическое, семейное, правовое, экономическое, трудовое и профессиональное воспитание, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и культуры быта и досуга, профилактика противоправного поведения. А также необходимостью достижения цели Программы, которая заключается в создании условий для формирования разносторонне развитой, нравственно и социально зрелой, творческой личности обучающегося, что обеспечивается комплексом мер и мероприятий самого разного свойства.
Стремительно меняющийся мир и его различные кризисные проявления последнего исторического периода требуют необходимости корректировки сложившихся государственных, общественных, семейных и педагогических подходов к исполнению задач воспитания и образования детей и молодежи. В науке и практике различных государств существенно расширены и усовершенствованы инновационные коммуникационные и конфликтологические технологии и инструменты. Особенно актуальными являются технологии мирного и дружественного взаимодействия, в том числе основанные на переговорных и посреднических (медиативных) подходах, которые активно развиваются, включая разнообразные сферы общественных отношений и законодательство.
Улучшение с помощью медиации и медиативно-восстановительного подхода (включая противодействие буллингу) качества оказания социально-педагогической поддержки, психологической и юридической помощи обучающимся, направленной на предоставление ему возможности осознать и загладить причиненный вред, служит снижению общего количества и остроты конфликтов, в которые вовлекаются обучающиеся, тяжести правонарушений, в том числе повторных, и их последствий для окружающих и общества в целом, а также способствует социализации несовершеннолетнего, совершившего правонарушение, которое не отождествляет его с совершенным проступком, позволяя избежать стигматизации.
Позитивное влияние на обеспечение защиты прав и интересов обучающихся имеет формирование у специалистов дополнительных медиативных компетенций, направленных на оказание доступной и действенной медиативной помощи участникам образовательного процесса и семье как важнейшему институту, определяющему развитие личности.
Для обеспечения дружественной и поддерживающей среды в учреждениях образования, способствующей формированию психически, физически и нравственно здоровой личности обучающихся, создания благоприятных и безопасных условий полноценного развития и социализации обучающихся, вовлекаемых в различного рода конфликты (в том числе связанные с нарушением закона), в образовательной среде и семье, важным является своевременное реагирование на возникающие разногласия и межличностные конфликты на начальных стадиях, не допуская эскалации и перехода их в противоправное русло. Этому служит комплексная профилактическая работа по предупреждению асоциальных проявлений и деструктивных отношений, правонарушений в образовательной среде.
Апробация технологий конфликтологической и медиативной компетентности субъектов образовательных отношений в рамках деятельности школьных служб медиации и разрешения конфликтов была реализована с 2016 по 2022 годы на базе значительного количества учреждений образования Республики Беларусь.
В целях внедрения в практику работы учреждений образования Солигорского района медиативных технологий, обучения педагогов и учащихся навыкам урегулирования конфликтов с использованием медиативных технологий, повышения правовой культуры участников образовательного процесса, развития и становления в учреждениях образования служб школьной медиации с 2019 года на базе учреждений образования Солигорского района реализован проект по подготовке медиаторов-примирителей «Учимся понимать друг друга, учителей и родителей» в рамках Соглашения о сотрудничестве между управлением по образованию Солигорского райисполкома и учебно-практическим учреждением «Центр «Медиация и право». Результатом деятельности стала разработка и внедрение региональной модели служб школьной медиации как механизма профилактики и решения конфликтных ситуаций в учреждениях образования Солигорского района.
Эта модель была распространена по всей стране в порядке реализации инновационного проекта «Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации» в 2019-2022 годы. В рамках названного проекта были разработаны различные методики и инструменты медиативных технологий, максимально адаптированные для сферы образования.
В Государственном учреждении образования «Средняя школа № 3 г. Солигорска» центром «Медиации и право» из числа педагогов школы обучен медиатор (свидетельство № 941 от 09.04.2021), который назначен куратором школы и в течение 2021/2022 учебного года обучил медиативным технологиям 3 педагогов и 10 учащихся, приказом директора школы утвержден состав Школьной службы медиации, разработано и утверждено Положение о школьной службе медиации.
Выбор и актуальность темы инновационного проекта обусловлены наличием противоречий между: социальным заказом общества на воспитание нравственно зрелой личности и условиями воспитательной и социальной среды, которые не всегда благоприятствуют ее формированию и несовершенство координации взаимодействия субъектов профилактики, учреждения образования и семьи; необходимостью создания безопасной, бесконфликтной среды в семье, учреждениях образования, социуме и недостаточным использованием в этом процессе инновационных форм и методов; необходимостью обеспечения безопасности и законопослушного поведения несовершеннолетних, их социальной адаптации, а так же повышения уровня правосознания обучающихся и их законных представителей, и недостаточной разработанностью методического инструментария в системе конструктивного и слаженного взаимодействия учреждений образования, социальных институтов, общественных объединений; потребностью педагогической практики в научном осмыслении процессов формирования кофликтологической компетентности, повышения адаптивности всех участников образовательных отношений к изменяющимся условиям социальной и образовательной среды в условиях учреждений образования и недостаточностью научных исследований, раскрывающих теоретические и методические основы создания комплексной системы действенных предупредительных мер и минимизации конфликтности между участниками образовательного процесса, приобщения их к мирному ведению переговоров и конструктивным способам разрешения конфликта; возможностью использования цифровых технологий в процессе воспитания, способствующих расширению коммуникационных возможностей, и низким уровнем навыков «живой» коммуникации и владения инструментами медиации у участников образовательного процесса на всех уровнях, включая международное общение.
Преодоление названных противоречий, актуальность и недостаточная теоретико-практическая разработанность данной проблемы определили выбор темы проекта: «Внедрение модели конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса».
В учреждении образования ГУО «Средняя школа № 3 г.Солигорска» существует потребность во внедрении и адаптации комплекса мероприятий в рамках модели конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса.
В учреждении образования - 1411 учащихся, из них 339 неполных семей, 3 учащихся – сироты, находятся под опекой или воспитываются в приемной семье; с 5 учащимися проводится индивидуально-профилактическая работа, 19 учащихся признаны находящимися в социально-опасном положении. Обучение и воспитание учащихся обеспечивают 100 педагогических работников, в том числе 1 педагог социальный, 2 педагога-психолога, 2 педагога-организатора, 54 педагогических работника являются классными руководителями.
1 этап реализации учреждение образование прошло вне проекта: приказом директора школы утвержден состав Школьной службы медиации в количестве 9 человек (четырех педагогических работников и пяти учащихся 9-11 классов); разработано и утверждено Положение о школьной службе медиации; рассмотрен на педагогическом совете вопрос о включении проекта «Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации» в годовой план работы учреждения; в течение года еженедельно медиатором-куратором проводились занятия с педагогическими работниками по программе обучения медиаторов и с учащимися 7 классов по программе обучения юных медиаторов по темам: «Общение в конфликте», «Посредничество и медиация в разрешении конфликтов», «Основные этапы медиации как технологии» и др. За 6 месяцев 2022/2023 учебного года в Школьную службу медиации обратились 5 классных руководителей с просьбой разрешить конфликтные ситуации, в процессе работы со всеми участниками образовательного процесса ситуации были разрешены. 1 учащийся 10 класса, активист школьного волонтерского движения школы, принял участие в смене «Бесконфликтный диалог, или Азбука медиатора» на базе Национального детского образовательно-оздоровительного центра «Зубренок», прошел обучение в академии «Азбука медиатора», постигая азы урегулирования конфликтов в образовательной среде. В ходе реализации проекта планируется увеличение количества обученных учащихся, педагогов и обучение законных представителей учащихся.
В процессе реализации проекта педагогические работники учреждения образования должны создать организационно-педагогические, практические, методические условия для создания комплексной системы действенных предупредительных мер и минимизации конфликтности между участниками образовательного процесса на основе социального партнерства.