РУС БЕЛ ENG

Родителям выпускников

Готовимся к экзаменам Советы психолога

I. Как заучивать материал? 

1. Чтобы лучше запоминать, необходимо поставить перед собой цель. Например: "Я МОГУ запомнить этот материал" или "Я ХОЧУ сам решить эту задачу".

2. Уровень внимания должен быть оптимальным. Помни: ничего не заучивается ни в абсолютной тишине, ни при сильном шуме.

3. Пользуйтесь разными способами запоминания. 

II. Когда лучше заучивать материал?

Лучшее время для запоминания с 8 до 12 часов утра и с 14 до 17 часов вечера. 

III. Способы запоминания. 

1. Качество запоминания улучшится, если пользоваться опорами на слова или на образы. Например: тезисы, заголовки разделов, вопросы к материалу, яркие примеры, спецтермины.

2. Условием хорошего запоминания является план. 

Помни: не столько план сам по себе, сколько самый процесс его составления играет роль в запоминании.

3. Если материал неравномерной трудности, то заучивайте его по частям, но каждый блок должен быть законченным по смыслу. 

Помни: механическое (неосмысленное) запоминание может подвести, так как с 13 до 16 лет темпы развития памяти снижаются.

IV. Как лучше повторять? 

1. Огромное значение имеет первое воспроизведение, особенно его словесная формулировка. 

2. Необходимо организовать повторение так, чтобы оно включало в себя нечто новое. 

3. Распределение  времени между заучиванием и повторением должно быть таким: 1/7 часть - заучивание, 6/7 - повторение. 

V. Сколько раз повторять заученное? 

    Для лучшего запоминания очень важно сколько раз материал повторяется и через какие промежутки времени.   

Интервал повторения  Количество повторений
30 минут 11 раз
2 часа 7 раз
5 часов 6 раз
от 10 до 24 часов 4-5 раз
свернуть

Самоподготовка к ЦТ

Организация самоподготовки к централизованному тестированию
развернуть

Приступая к подготовке к централизованному тестированию, полезно составить план. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета. Конечно, хорошо начинать — пока не устали, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего.

Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 мин занятий, затем 10 мин — перерыв. В это время можно вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.

Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа.

В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

При подготовке к централизованному тестированию полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге делает ответ четким, точным, позволяет выделить главное, что важно при кратком ответе или ответе на тест.

Ответы на наиболее трудные вопросы мы рекомендуем давать полные, развернутые, рассказать маме, другу — любому, кто захочет слушать.

Если в какой-то момент подготовки к тестированию вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее.

Концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

Обязательно   решайте  задачи  (по  математике,   физике,  химии),   выполняйте грамматические разборы предложений, слов (по русскому, белорусскому языкам) —  в   общем,   научитесь  хорошо  выполнять  практические задания;   и  не  просто выполнять, но и рассказать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действий и рассуждений.

Накануне тестирования. Оставьте один день перед тестированием на то, чтобы повторить все планы ответов. Не повторяйте материал по порядку, лучше, напишите номера на листочках и тяните, как на экзамене. Каждый раз, прежде чем рассказать материал, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось хорошо и быстро, то можете не рассказывать — этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение. Если вы волнуетесь, то представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»: вот вы вошли в аудиторию, вот получили

бланк   с заданиями  централизованного тестирования, готовитесь, выполняете задания на черновике (кстати, его надо использовать экономно, чтобы хватило

бумаги; т. е. все, что можно, вычисляйте в уме — по математике, например),

заполняете бланк ответов, проверяете, сдаете. Времени будет достаточно. Еще раз

представьте  себе  все  как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами,

переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как

должно произойти на успешном централизованном тестировании.

Накануне экзамена не надо переутомляться. С вечера перестаньте готовиться. Прогуляйтесь. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой надо уметь за себя постоять. К сказанному ранее добавим еще несколько полезных советов.

Некоторые особенности запоминания:

1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.

5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумнее начинать с большего.

6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержания работоспособности:

1. Чередование умственного и физического труда.

2. Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове), так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.

3. Бережное отношение к зрению (во время перерыва каждые 20—30 мин отвести взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).

4. Минимум телевизионных передач!

Как вести себя на тестировании:

1. После получения бланка ответов точно и аккуратно заполните область регистрации во избежание ошибок, которые существенно затруднят работу операторов и скажутся на ваших результатах.

2.Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению педагогического теста.

3. Не отвлекайтесь на посторонние факторы, помните, самое дорогое на централизованном тестировании — это время.

свернуть

Памятка по подготовке к экзаменам

1. Готовясь к экзаменам, помни, что все, к чему ты прилагаешь усилия, ты делаешь для себя.

2. Старайся работать за своим письменным столом, это дисциплинирует, не позволяет расслабляться.

3. Через каждый час работы делай перерыв.

4. Намечай план работы на день и старайся его обязательно выполнить.

5. Старайся проговаривать трудные вопросы вслух, можешь привлечь в качестве собеседника зеркало.

6. Если родители не против после рабочего дня тебя послушать, рассказывай им то, что ты выучил в течение рабочего дня.

7. Для лучшего запоминания учебного материала рисуй схемы, пиши шпаргалки, конспекты. Это поможет тебе на экзамене вспомнить изученный тобой материал.

8. Используя для выполнения схем цветные карандаши, фломастеры. Яркие цвета, используемые в конспекте, легче вспоминаются.

9. Трудные даты для запоминания напиши на небольших листочках и развесь в своей комнате или квартире. Проходя мимо них по несколько раз в день, ты сам не заметишь, как они останутся в твоей памяти.

10. Обязательно посещай консультации, готовь к ним вопросы учителю по существу.

11. Во время консультаций по подготовке к экзаменам не стесняйся задавать учителю вопросы, если тебе что-то непонятно. Консультация – это твое время и твое право задавать вопросы. Экзамен – это право учителя задавать тебе вопросы.

12. Экзамен – это первое твое испытание. Постарайся оставить о себе хорошее впечатление.

13. Экзамен – это самопрезентация человека. Постарайся выглядеть так, чтобы экзаменаторам было приятно с тобой общаться.

14. Во время экзамена не спеши срезу давать ответа. Подумай, вникни в содержание поставленного вопроса в билете.

15. Строй свой ответ системно, логично, не забывай о важных фактах, связанных с вопросом билета.

16. Если в чем-то сомневаешься, лучше говори, чтобы не сделать неуместные ошибки.

17. Если считаешь, что ты прав, не бойся отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

18. Если ты не прав, не ищи виноватых в других людях. Постарайся в другой раз быть более серьезным и ответственным при подготовке к экзаменам.

19. Умей достойно выходить из самого трудного положения.

20. Удачи и успехов на экзаменах.

свернуть

Советы родителям к экзамену

Внимание: ЭКЗАМЕН! Советы родителям
развернуть

Экзамен – это стресс.  Поэтому, чтобы сохранить здоровье и нервы, мы предлагаем ознакомиться с полезной информацией, размещенной на этой странице. Она будет полезна как для родителей, так и для школьников.

1.    Настройтесь на лучшее.

Дайте себе установку: ваш ребенок может сам справиться с непростой ситуацией экзаменов. Важно, чтобы вы сами искренне верили в это, и тогда ваша уверенность передастся сыну или дочери.

2.    Соблюдайте границы. 

Хотите, чтобы подросток пришел к своей цели? Не застав¬ляйте его к ней идти! Беско¬нечные напоминания о том, что нужно заниматься, лишь раздражают.

3.    Не навязывайте свою помощь. 

Ваше чадо сейчас как никогда - и в силу возраста, и в силу непростых обстоятельств - подвержено перепадам настроения: утром он не желает принимать никакой помощи, а к вечеру хнычет, что ни с чем не справляется. Дайте ему понять, что вы всегда поможете, если это потребуется, но навязывать свою помощь не надо.

4.    Поощряйте самостоятельность. 

К примеру, сын рассказывает, что при институте, куда он собрался поступать, существуют краткосрочные подготовительные курсы. Не стоит сразу же бежать туда записываться. Сначала спросите, нужны ли ему подобные занятия, дают ли они преимущество при поступлении, сколько стоит их посещение... Пусть будущий студент проявит инициативу в решении своей судьбы.

5.    Разрядите  напряжение.

Создайте благоприятный эмоциональный фон, причем не только вокруг подростка, но и вообще в семье. Лишний раз обнимите сына или дочь, купите что-нибудь вкусное, принесите посмотреть новый фильм, но не делайте акцент на причине вашей заботы.

6.    Репетируйте. 

Если ребенку захотелось поговорить об экзаменах, постарайтесь поддержать беседу, а если он просит проэкзаменовать его, найдите для этого время. Пусть вы мало что понимаете в его физике или биологии, но такой разговор поможет ему «слить» лишнее напряжение, психологически под-готовиться к ситуации экзамена.

7.    Не обманывайте. 

Желая подбодрить подростка, не говорите, что экзамены - это ерунда. Вы и сами знаете, что это не так, зачем же обесценивать его переживания? Лучше обратитесь к его опыту - напомните, что ему уже приходилось справляться с подобными заданиями, а значит, он может сам оценить сложность предстоящего.

8.    Не сравнивайте. 

Замечайте положительное в ребенке как в человеке, а не как в учащемся. Хвалите, но не сравнивайте со сверстниками (и тем более не ставьте никого в пример!). Когда вы говорите, что «Вася сдал все очень легко», ваш ребенок думает не о том, что он тоже сдаст экзамены, не напрягаясь. Он начинает сомневаться в себе: «Вася-то сдал, а я – вряд ли...»

9.    Контролируйте. 

Будьте в курсе организационных вопросов - узнайте о времени экзаменов, какие документы подавать, не следует ли что-то оплатить. Сделайте так, чтобы бытовые вопросы не отвлекали и не раздражали выпускника или абитуриента - о мелочах вроде денег на транспорт или запасной ручки он может просто не подумать. Сын или дочь считают себя самостоятельными, но при этом надеются на вашу помощь и, если что-то будет упущено, переложат вину за это на вас.

 

Режим дня

 Очень важно высыпаться, но вставать при этом пораньше: установлено, что мозг лучше всего воспринимает информацию с 07.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00-18.00. 

В середине дня будущему студенту хорошо бы оторваться от учебников и устроить перерыв на 30-40 минут - отправьте его в магазин, предложите прогуляться, подышать свежим воздухом.

 Каждые час-полтора необходимо делать 10-15-минутные перерывы - их можно посвятить выполнению упражнений на растяжку и расслабление мышц.

 Рацион выпускника и абитуриента

 Шоколад поддерживает работоспособность. 

Морковь стимулирует мозговое кровообращение, поэтому заучить что-либо наизусть для любителей этого овоща не составляет труда.

Ананас, богатый витамином С и при этом малокалорийный, поможет удержать в памяти большой объем информации. 

Рыба богата фосфором, необходимым для работы головного мозга. 

Орехи  также  стимулируют деятельность мозга, придают силы и укрепляют память. 

Лук улучшает снабжение мозга кислородом, поэтому он - лучшее средство от перенапряжения и психологической усталости.

Клубника и бананы помогут снять стресс. 

Полезны также яблоки, черника, лимон, изюм, сыр, творог, яйца.

Еда выпускника и абитуриента не должна быть тяжелой и жирной. Не следует питаться всухомятку - в период умственного и нервного напряжения особенно нужна горячая полноценная пища.

Не нужно злоупотреблять  кофе: пара чашек в день способны тонизировать организм, но большее количество приучит его к постоянному допингу. Прием витаминов группы В и С необходим для нормальной работы нервной системы.

свернуть